Оценка эффективности маркетинговых инструментов управления поведением потребителей на маркетплейсах
Ключевые слова:
потребители, маркетплейсы, маркетинговый инструмент, управление поведением, поведенческий маркетинг, оценка эффективности, цифровизация, инструменты управления, методикаАннотация
Статья посвящена оценке эффективности маркетинговых инструментов управления поведением потребителей на маркетплейсах. Обозначена роль маркетплейсов в коммерческой среде на фоне цифровизации экономики, раскрыта их сущность и особенности маркетинговой деятельности. Основное внимание уделено инструментам управления поведением потребителей на маркетплейсах с учетом фундаментальных идей концепции поведенческого маркетинга и специфики маркетплейсов как цифровых площадок. На основе выявленных особенностей инструментов управления поведением потребителей на маркетплейсах автором была разработана методика оценки эффективности таких инструментов, предполагающая качественные и количественные оценочные процедуры в отношении основных функциональных инструментов маркетплейсов Wildberries и Ozon. Применение предложенной методики компаниями-продавцами маркетплейсов позволит выявить наиболее эффективные инструменты и оптимизировать те, которые демонстрируют менее благоприятные результаты применения, тем самым развивать общую стратегию маркетинга и улучшить результаты управления поведением потребителей в условиях высокой конкуренции среди компаний-продавцов.
Библиографические ссылки
1. Григорьева Е.Г. Модель управления поведением потребителей в сфере E-Commerce на основе концепции симплификации // В сборнике: XII Конгресс молодых ученых. сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2023. - С. 294-298.
2. Данилов С.Г. Характеристика основных моделей управления поведением потребителей применительно к диджитал-пространству // Human Progress. - 2024. - Т. 10, № 6. - С. 45-49.
3. Костиогло В.Х., Титовец М.И., Титовец Е.И. Маркетплейсы как инструмент трансформации в области электронной коммерции в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2024. - Т. 14, № 4-1. - С. 763-772.
4. Кузьмина Ю.В. Разработка маркетинговой стратегии на маркетплейсах // Триумвират науки: социальное и гуманитарное знание. - 2024. - Т. 1, № 2. - С. 37-43.
5. Стрижак А.Ю., Волокобинский М.Ю. Применение многокритериального выбора альтернатив при ранжировании маркетплейсов покупателями // Новое в экономической кибернетике. - 2024. - № 4. - С. 41-52.
6. Урустемов С. Эволюция маркетплейсов в электронной коммерции: анализ ключевых тенденций и инноваций // В сборнике: Recent scientific investigation. Proceedings of LXVI International Multidisciplinary Conference. Shawnee, USA, - 2025. - С. 112-118.
7. Bargh J. A. Hidden motivational influences on consumer choice and behavior // Journal of Business Economics. - 2021. - Vol. 91, No. 5.- P. 643–662.
8. Chopra A., Agarwal R. Digital Marketing Strategies and Consumer Behaviour in Online Marketplaces // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. - 2023. - Vol. 18. No. 4. - P. 2133–2149.
9. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2011. - 512 р.
10. Migkos S. P., Giannakopoulos N. T., Sakas D. P. Impact of Influencer Marketing on Consumer Behavior and Online Shopping Preferences // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. - 2025. - Vol. 20, No. 2.
11. Saurabh S., Singh R. Role of Digital Marketing Tools in Enhancing Customer Engagement on E-commerce Marketplaces // Journal of Business Research. - 2024. - Vol. 172. - P. 113–126.
12. Статистика маркетплейсов в 2025 году // (Электронный ресурс). Режим доступа: https://inclient.ru/marketplaces-stats/?ysclid=mejvv02k17643777526 свободный (дата обращения: 30.07.2025).
