Транспортно-логистические цепи с участием монопольной организации: категориальный анализ, систематизация, влияние на отрасль

Авторы

  • Измалкова Е. М.

Ключевые слова:

транспортно-логистическая цепь, монопольная организация, интеграция, процессный подход, цифровой двойник, устойчивость, регулирование

Аннотация

В статье рассматриваются современные транспортно-логистические цепи (ТЛЦ) с участием монопольных организаций, которые представляют собой критические структурные элементы национальных и глобальных цепей поставок. Проведен категориальный анализ и систематизация основных типов транспортно-логистических цепей с учетом доминирующей роли монополистов, обусловленной контролем над критической инфраструктурой, высокой долей рынка и государственным регулированием. Рассмотрены специфические особенности функционирования различных моделей ТЛЦ (вертикально-интегрированные, горизонтально-кооперированные и гибридные), влияние территориальной протяженности, инфраструктурных ограничений и регулирующей роли государства. Обоснована необходимость применения процессного подхода в управлении ТЛЦ с использованием цифровых двойников и интеллектуальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности, устойчивости и стратегической гибкости. Отмечена системообразующая роль монопольных организаций в формировании отраслевых стандартов и платформенной цифровизации, а также вызванные этим риски и потребность в сбалансированном регулировании.

Биография автора

  • Измалкова Е. М.

    соискатель кафедры логистики и управления цепями поставок, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147 ФЗ (ред. от 24.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 34. — Ст. 3426.

2. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. — 2-е изд. — М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 640 с.

3. Дыбская В.В., Сергеева В.И. (ред.) и др. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. — М.: Эксмо, 2012. — 939 с.

4. Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Экономическая результативность построения процессов бесшовной грузовой логистики // Вестник транспорта Поволжья. — 2023. — № 4 (94). — С. 68–75. DOI: 10.52375/20728689_2023_4_68.

5. Лукинский В.С., Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок. — М.: Юрайт, 2022. — 359 с.

6. Сергеев В.И. Управление цепями поставок. — М.: Юрайт, 2014. — 479 с.

7. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок в международной торговле: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 74 с.

8. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 187 с.

9. Шульженко Т.Г. Методологический подход к реинжинирингу логистических бизнес-процессов в транспортных цепях при внедрении технологии смарт-контрактов // Управленческие науки = Management Sciences in Russia. — 2020. — Т. 10, № 2. — С. 53–73. DOI: 10.26794/2404-022X 2020-10-2-53-73.

10. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / пер. с англ. В.Н. Егорова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с.

11. Щербаков В.В., и др. Цифровая логистика: учебник. — М.: Юрайт, 2023. — 573 с.

Опубликован

20.09.2025

Выпуск

Раздел

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Категории