РОСТ ТРЕБОВАНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАК ПРИЧИНА ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова:
научно-технологический прогресс, требования к кадровому обеспечению, опережающее высшее образование, концепция преподавания, методика и инструменты преподаванияАннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости принятия концепции опережающего высшего инженерного образования вследствие роста требований научно-технологического развития к кадровому обеспечению. На основе раскрытия характера научно-технологического прогресса, принципов функционирования индустрий 4.0 и 5.0, перспектив развития информационных технологий во взаимосвязи с развитием новейших стандартов мобильной связи и перспективных рынков электронной продукции систематизированы влияющие на компетенции инженерных кадров факторы, требующие модернизации высшего образования. Представлены предлагаемые подходы и инструменты реализации концепции опережающего высшего образования.
Библиографические ссылки
1. Бабкин А.В., Корягин С.И., Либерман И.В. [и др.] Индустрия 5.0: нейро-цифровой инструментарий стратегического целеполагания и планирования // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 3(61). – С. 64-85.
2. Кузовкова Т.А., Девяткин Е.Е., Тихвинский В.О., Шаравова О.И. Перспективы развития цифровых услуг интеллектуального мира на основе сетей подвижной связи новых поколений // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2022. – № 2. – С. 69-79.
3. Бодрунов С.Д. Ноономика и ноосфера: взаимосвязь и различия концепций // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 1. – С. 7-31.
4. Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р.
5. Kuzovkova T.A., Sharavova O.I., Sharavova M.M. The Role of 5G and 6G Mobile Communication Technologies for Industry 4.0 and the Transition to Industry 5.0 // 2024 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH), Vienna, Austria, 2024. – P. 10741817. DOI: 10.1109/EMCTECH63049.2024.10741817
6. Кузовкова Т.А., Шаравова О.И., Кузовков А.Д., Шаравова М.М. Применение метода геймификации в экономических дисциплинах для развития компетенций в цифровой среде // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2024. – Т. 13, № 2. – С. 66-75.
7. Кузовкова Т.А., Ваховский Е.В., Шаравова О.И., Кузовков А.Д., Шаравова М.М. Требования экономики данных к инструментарию профессиональной деятельности бизнес-аналитиков // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2024. – № 4. – С. 308-318. – DOI: 10.56584/1560-8816-2024-4-308-318
8. Розанова Н.М. Индустрия 5.0: золотой век или прыжок в темноту? // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 6. – С. 61-77.
9. Филина Н. Инженер будущего: какими компетенциями должен обладать современный специалист. URL: https://thehrd.ru/articles/inzhener-buduschego-kakimi-kompetentsijami-dolzhen-obladat-sovremennyj-spetsialist/ (дата обращения: 10.04.2025).
10. Тихвинский В.О., Девяткин Е.Е. Всемирный конгресс MWC Barcelona 2023: метавселенная - угрозы и вызовы для мира телекома // Первая миля. – 2023. – № 2(110). – С. 38-45. – DOI: 10.22184/2070-8963.2023.110.2.38.45
11. Evolution of Digital Products During the Development of 5G and 6G Mobile Communication Standards / O. Sharavova, A. Kuzovkov, M. Sharavova // II International Scientific Forum on Sustainable Development of SocioEconomic Systems (WFSDS 2022), Zoom, 23–24 декабря 2022 года. – Zoom: LLC Institute of Digital Economics and Law, 2022. – P. 744-751.
12. Кузовкова Т.А., Девяткин Е.Е., Тихвинский В.О., Шаравова О.И. Сети мобильной связи новых поколений - ключевой фактор развития инновационных продуктов интеллектуального мира // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 2. – С. 151-163. – DOI: 10.56584/1560-8816-2023-2-151-163
13. Matching of 6G Network Capabilities to Digital Services Requirements / Т.А. Kuzovkova, O.I. Sharavova, V.O. Tikhvinskiy, E.E. Devyatkin // Systems of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications. – 2022. – Vol. 5, No. 1. – P. 134-138. – DOI: 10.1109/SYNCHROINFO55067.2022.9840939
14. Кузовкова Т.А., Шаравова М.М., Катунин Д.А. Анализ перспектив развития искусственного интеллекта // Экономика и качество систем связи. – 2024. – № 1(31). – С. 41-47.
15. Kuzovkova Т.А., Sharavova O.I., Kuzovkov A.D., Sharavov I.M. Development of Technical Project Management Competencies Based on the Gamification Method and the Efficiency Synergy Model // Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications. – 2024. – Vol. 7, No. 1. – P. 225-232. – DOI: 10.1109/IEEECONF60226.2024.10496797
16. Осколова Т.Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности? // Образование и наука. – 2014. – № 1(110). – С. 28-43.
17. Гапонюк П.Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2011. – № 7(86). – С. 22-32.
18. Айнутдинова И.Н. Глобализация и интернационализация - новый этап в развитии высшего профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 3. – С. 60-66.
19. Савзиханова С.Э. Впередсмотрящий... вуз. Проблемы и перспективы формирования системы опережающего обучения в сфере высшего образования // Креативная экономика. – 2010. – № 5(41). – С. 91-94.
20. Фадеева О.А. Некоторые подходы к конструированию содержания опережающего образования в современных социокультурных условиях // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2017. – № 8. – С. 2549.
21. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 54-74. – DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
22. Вербицкая Н.О., Матафонов М.Э., Федоров В.А. Компетентность ориентации и адаптации на рынке труда: акмеологические основания исследования // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2005. – № 5(35). – С. 52-58.
23. Горбачев А.С., Дроговоз П.А. Прогнозирование как инструмент опережающего развития технологических компетенций в промышленности // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 12. – С. 3427-3438. – DOI: 10.18334/ce.14.12.111455
24. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. – 2014. – № 10(119). – С. 18-30.
25. Федоров В.А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015 года. Том I. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. – С. 21-25.
26. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. – М., 1993.
27. Липатова С.Д., Хохолева Е.А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 1(37). – С. 44-51.
28. Гимельштейн Е.А., Годван Д.Ф., Стецкая Д.В. Применение инструментов геймификации в образовании // Бизнес-образование в экономике знаний. –2020. – № 3(17). – С. 32-34.
29. Vakhovsky E.V., Sharavova O.I., Kuzovkova T.A., Kuzovkov A.D. Development of Professional Competencies Based on Gamification Technologies // 2024 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH), Vienna, Austria, 2024. – P. 10741808. – DOI: 10.1109/EMCTECH63049.2024.10741808
30. Кузовкова Т.А., Шаравова М.М., Курицын Н.С. Современный подход к формированию педагогических способностей аспирантов // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2024. – Т. 13, № 4. – С. 37-44.