ОБОСНОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНОК ТРУДА
Ключевые слова:
маркетинг отношений, структура взаимодействия образовательных организаций, субъекты партнерства, сетевой уровеньАннотация
Развития рынка образовательных услуг в современных условиях цифровой экономики определяет новые условия и требования к образовательным учреждениям. В связи с этим становиться актуальной концепция маркетинга взаимоотношений в сфере образования как практика построения долгосрочного взаимовыгодного процесса взаимодействия с ключевыми партнерами образовательной организации. Однако необходимо отметить, что маркетинговая активность остается на недостаточном уровне в построении коммуникаций со всеми участниками процесса подготовки квалифицированного конкурентного выпускника. Это предполагает формирование нужных отношений с нужными группами партнеров. Статья посвящена анализу влияния факторов на эффективность процесса маркетинга взаимоотношений ключевых партнеров в подготовке специалистов на рынке труда. Для решения целей исследования были проанализированы статьи, монографии, учебники, проведено анкетирование и глубинные интервью с бизнес-партнерами образовательных организаций, преподавателями и руководителями второго уровня образовательных организаций и потребителями (студентами). Результатом исследования стало обоснование влияния факторов технологического и цифрового развития, долгосрочности сотрудничества, востребованности на рынке труда и готовности партнеров к сотрудничеству на эффективный процесс взаимоотношений со всеми участниками на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Библиографические ссылки
1. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия : учебник. – СПб. : Астерион, 2011. – 768 с.
2. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования : учебное пособие по специальности "Маркетинг". - Москва : Логос, 2007. - 333 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-98704-145-7 (В пер.)
3. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3749-7
4. Гущина Е.Г., Мельник Т.И., Малетина О.А. Профессиональное образование в условиях Индустрии 4.0: глобальные вызовы современности, противоречия, направления совершенствования // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2022. – Т. 24, № 2. – С. 187–197. – DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.15
5. Гущина Е.Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социально-значимых рынков: теория, методология, практика : дисс. ... д.э.н. : 08.00.05 [Место защиты: Волгогр. гос. техн. ун-т] - Волгоград, 2009 - 46 с.;
6. Гучетль Р.Г. Управление результативностью маркетинговой деятельности на основе системы сбалансированных показателей : автореф. … канд. экон. наук : 08.00.05. – Краснодар, 2014. – 26 с.
7. Дубина И.Н. Математические исследований : учебное пособие. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006 – 263 с. ISBN 5-7904-0553-3
8. Колочева В.В. Оценка и повышение результативности бизнес-процессов предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05. – Новосибирск, 2010. – 24 с.;
9. Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19913-0
10. Кущ С.П., Смирнова М.М. Практика менеджмента в российских компаниях. – Москва: Высшая школа бизнеса, 2022 – Т. 2. – 108 с.
11. Маркетинг в образовании: учебное пособие / Сороковых Г.В., Казанцева А.А. – Москва: из-во КНОРУС, 2022. – 168 с. ISBN:978-5-406-09330-6
12. Ойнер О.К. Формирование системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленных предприятий : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05. – Екатеринбург, 2002. – 40 с.
13. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. М.: Интерпакс, 1995. – 240 с.
14. Словарь CheckOffice // электронный ресурс /URL: Метод Servqual – словарь CheckOffice (дата обращения: 20.03.2025).
15. Соловьева Ю.Н. Развитие маркетинговой компетентности как предпосылка внедрения маркетинга взаимоотношений [Электронный ресурс] // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 150−160.
16. Шорохова И.С. Кисляк Н.В., Мариев О.С. Статистические методы анализа. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2015 — 300 с. ISBN 978-5-7996-1633-5
17. Маркетинг взаимоотношений: теория и методология: Монография / Фирсова И.А., Азарова С.П., Балова С.Л., Вяткина Н.Ю. [и др.]; под. ред. Фирсовой И.А., Крайневой Р.К. — М.: Прометей, 2023. — 366 с.
18. Фирсова И.А., Коровушкина М.В. Реализация концепции маркетинга партнерских отношений при подготовке специалистов финансового сектора // Финансовая жизнь. – 2021. - № 4. - С. 103-107.
19. Фирсова И.А. Маркетинг взаимоотношений как инструмент построения сетевого взаимодействия субъектов рынка в сфере образования Вестник Самарского государственного экономического университета (экономика). – 2022. - № 7. – С. 75-81.
20. Юлдашева О.У. Стратегии взаимодействия с покупателями и оценка их эффективности, Маркетинговые модели, практики и тренды: вызовы и перспективы региона Большой Евразии : сборник материалов 1-й Евразийской конференции по маркетингу (ЕМС-2023). Санкт-Петербург, 1-2 декабря 2023 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.У. Юлдашевой, д-ра экон. наук, проф. Г.Л. Багиева, д-ра экон. наук, проф. В.Г. Шубаевой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2024 – 477 с. ISBN 978-5-7310-6320-3
21. Gronroos C., Service Management and Marketing: A Customer Relationship Management Approach, 2nd Edition. John Wiley & Sons, 2000. – P. 37-51.
22. Rust R. Measuring Marketing Productivity: Current Knowledge and Future Directions / R. Rust, T. Ambler, G. Carpenter, V. Kumar, R.K. Srivastava // Journal of Marketing. – 2004. – No. 68. – P. 76−89.
23. Ulaga W., Egger A. Relationship value and relationship quality // European Journal of Marketing. – 2006. – Vol. 40, iss. 3/4. – P. 311−327.
24. http://www.reitor.ru (дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.
25. http://www.superjob.ru/research/articles/496/ (дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.
26. http://www.ed.vseved.ru/higher-school-russia/rating-russia.html (дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.
27. http://www.deloros.ru/projects/ratingobr/ratingobr.php (дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.
28. http://rating.edu.ru/ (дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.
29. АНО "НРА "РейтОР", Москва // [Электронный ресурс]//База данных Контрагент // http://www.k-agent.ru/(дата обращения: 12.05.2025). - Текст : электронный.