На главную На главную Написать письмо
О журнале Редакция Авторам Подписка Архив Реклама Контактная информация

Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» № 2 / 2024

DOI: 10.56584/1560-8816-2024-2-258-265

УДК 311.33

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЭКОНОМЕТРИКА: КАК РАЗВИВАТЬСЯ?

 

Михненко О. Е.,

д.э.н., проф., профессор кафедры информационных систем цифровой экономики, Российский университет транспорта, Москва, Россия

Салин В. Н.,

к.э.н., проф., профессор Кафедры бизнес-аналитики Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

 

ECONOMIC STATISTICS AND ECONOMETRICS: HOW TO DEVELOP?

 

Mikhnenko O. E.,

Doctor of Economics, Prof., Professor of the Department of Information Systems of Digital Economy, Russian University of Transport, Moscow, Russia

Salin V. N.,

Candidate of Economics, Prof., Professor of the Department of Business Analytics, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

 

Аннотация. В статье с позиций экономической сферы рассматривается положение, обусловленное присутствием двух видов деятельности: официально признанного вида занятий «Статистика», специалисты которой относятся к группе «Математика», и деятельности по информационному обеспечению процессов познания и управления социально-экономическими объектами, традиционно называемой «Статистика». Проблемы разграничения и развития каждого из них исследуются в части профессиональной деятельности, подготовки профессиональных кадров и развития теории и методологии соответствующих научных специальностей. Показана необходимость признания самостоятельного статуса за вторым видом деятельности в качестве занятия «Социально-экономическая статистика», профессиональные компетенции которого предлагается закрепить в профессиональном стандарте статистика, организации соответствующей профессиональной подготовки статистиков-экономистов, развертывания исследований в рамках самостоятельной общественной науки «Социально-экономическая статистика».

Ключевые слова: статистика, экономическая статистика, вид занятия, образование, наука, проблемы развития

 

Abstract. From the standpoint of the economic sphere, the article examines the situation caused by the presence of two types of activity: the officially recognized type of activity “Statistics”, whose specialists belong to the group “Mathematics”, and the activity on information support of the processes of cognition and management of socio-economic objects, traditionally called “Statistics”. The problems of differentiation and development of each of them are studied in terms of professional activity, training of professional personnel and the development of the theory and methodology of the corresponding scientific specialties. It is shown that it is necessary to recognize the independent status of the second type of activity as a lesson “Socio-Economic Statistics”, the professional competencies of which should be fixed in the professional standard of a statistician, the organization of appropriate professional training of statisticians and economists, and the development of research within the framework of an independent social science “Socio-Economic Statistics”.

Keywords: statistics, economic statistics, type of occupation, education, science, developmental problems

 

Библиографический список:

1.      Михненко О.Е., Салин В.Н. Что такое статистика: пора внести ясность // Вопросы статистики. — 2023. — Т.30, № 4. — С. 96-107.

2.      Кендалл М.Дж., Стъюарт А. Теория распределения / ред. А.Н. Колмогоров; пер. с англ. В.В. Сазонова, А.Н.Ширяева. — М.: Наука,1966. —587 с.

3.      Кендалл М.Дж., Стъюарт А. Статистические выводы и связи / ред. А.Н. Колмогоров; пер. с англ. Л.И. Гальчука, А.Т. Терехина. — М.: Наука,1973. —900 с.

4.      Кендалл М.Дж., Стъюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды / ред. А.Н. Колмогоров; под. ред. Ю.В. Прохорова; пер. с англ. Э.Л. Пресман, В.И. Ротарь. — М.: Наука,1976. —736с.

5.      Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики: учебник. / Т. 2 — Основы эконометрики. — М. ЮНИТИ, 2001. — 1000 с.

6.      Эконометрика: учебник для магистров / Елисеева И.И. [и др.]; под ред. Елисеевой М.М.- М.: Издательство Юрайт, 2012. — 453 с.

7.      Статистическое моделирование и прогнозирование / под ред. А.Г. Гранберга. —М.: Финансы и статистика, 1990. — 381с.

8.      Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.- 206 с.

9.      Михненко О.Е. Цифровые технологии и эффективность статистических показателей / Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса: материалы международной научно-практической конференции/под ред. Соколова Ю.И., Бубновой Г.В., Каргиной Л.А., Епишкина И.А. — М.: РУТ (МИИТ), 2019. — С. 207 — 216

10.    Михненко О.Е. Информационные модели в управлении экономическими явлениями. — М.: МИИТ, 2009. — 48 с.

11.    Михненко О. Е. Проблемы управления экономическими процессами на железнодорожном транспорте: информационный аспект. — М.: МИИТ, 2001. — 200 с.

12.    Ниворожкина Л.И. Кому преподавать статистику в цифровой экономике? // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады под общ. ред. проф. Н.А. Садовниковой. — М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — С. 362-363.

13.    Михненко О.Е., Салин В.Н. От анализа статистических данных к анализу реальных явлений на основе статистической информации // Наука о данных: — мат. междунар. науч.-практич. конф. (Санкт- Петербург, 5-7 февраля 2020г.). — СПб.: СПбГЭУ, 2020. — С.196-199.

14.    Hostie T., Nibshirfni R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inferece and Prediction / 2nd ed. — New York: Springer-Verlag, 2009. — 763 p.

15.    Михненко О.Е. К вопросу применения регрессионных моделей // Вестник статистики. — 1984. — № 9. — С. 50-57.


© 2019 Институт ИТКОР