На главную На главную Написать письмо
О журнале Редакция Авторам Подписка Архив Реклама Контактная информация

Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» № 4 / 2023

DOI: 10.56584/1560-8816-2023-4-240-244

УДК 338.246.025.2; 336.71.078.3

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

 

Николаев Д. А.,

к.э.н., доц., доцент Департамента экономической безопасности и управления рисками Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

 

Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты взаимодействия органов власти в сфере пресечения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), раскрывается многоаспектность понятия «взаимодействия» в теории и в контексте действующего нормативно-правового регулирования данной сферы. Раскрывается взаимодействие Росфинмониторинга с органами власти в режиме координации, сотрудничества, в том числе двустороннего, контроля и надзора. В статье проанализирована эволюция развития полноценной финансовой разведки в Российской Федерации от Межведомственного центра по ПОД/ФТ до Росфинмониторинга, имеющего статус уполномоченного органа в сфере ПОД/ФТ. Наконец, в работе предлагаются принципы и условия эффективного взаимодействия в различных формах между элементами системы ПОД/ФТ.

Ключевые слова: взаимодействие органов власти, система ПОД/ФТ, легализация (отмывание) доходов, финансовая разведка, финансовый мониторинг, Росфинмониторинг

 

Methodological aspects of interaction between federal executive authorities in identifying and suppressing the legalization of proceeds from crime

 

Nikolaev D. A.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

 

Abstract. The article is devoted to the methodological aspects of interaction among government bodies in the field of AML/CFT. It reveals the multifaceted nature of the concept of “interaction” in theory and in the context of current legal regulation in this field. It reveals the interaction of Rosfinmonitoring with government bodies in the mode of coordination, cooperation, control and supervision. The article analyses the evolution of the development of full-fledged financial intelligence in the Russian Federation from the Interdepartmental Center for AML/CFT to Rosfinmonitoring, which has the status of an authorised body in the field of AML/CFT. Finally, the article proposes principles and conditions for effective interaction in various forms among elements of the AML/CFT system.

Keywords: interaction among authorities, AML/CFT system, anti-money laundering, legalization (laundering) of income, financial intelligence, financial monitoring, Rosfinmonitoring

 

Библиографический список:

1.         Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

2.         Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

3.         Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Статья 1)

4.         Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»

5.         Приказ МВД РФ № 335, Минфина РФ № 31н, МНС РФ № ГБ-3-34/133, ГТК РФ № 297, ФСБ РФ № 194, ФСНП РФ № 160, ВЭК РФ № 90, Минэкономики РФ № 244, Минюста РФ № 181 от 14.05.1999 «О создании Межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем»

6.         Административная реформа в России: научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев [и др.]; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. – Москва: Юридическая фирма «Контракт», 2006. – 341 с.

7.         Бакаева О.Ю., Шилина Е.В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское дело. – 2006. – № 2. – С. 11-15.

8.         Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 959 с.

9.         Большой экономический словарь: 26500 терминов / [авт. и сост.: А.Н. Азрилиян и др.]; под ред. А.Н. Азрилияна. – Изд. 7-е, доп. – М.: Институт новой экономики, 2012. – 1472 с.

10.       Большой энциклопедический словарь [Big Encyclopedic Dictionary]/ под. ред. А.М. Прохо­рова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2004.

11.       Голубев А.Г. Организационные и правовые основы участия губернатора во взаимодействии УИС и органов власти региона: исторический и теоретико-управленческий аспект // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 4. – С. 21-33.

12.       Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2006. – № 6(114). – С. 38-46.

13.       Какадий И.И., Ширипова Д.Б. Формы взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5, № 6. – С. 469-472.

14.       Кудинов В.В. К вопросу о формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 8. – С. 40-43.

15.       Лобанов И.В. Формы взаимодействия органов государственной власти в Российском федеративном государстве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2(18). – С. 3-8.


© 2019 Институт ИТКОР