На главную На главную Написать письмо
О журнале Редакция Авторам Подписка Архив Реклама Контактная информация

Журнал "РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция" 2 / 2023

DOI: 10.56584/1560-8816-2023-2-72-78

УДК 331.101.3

 

МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Астафьева О. В.,

к.э.н., доц., доцент Департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Надточий Ю. Б.,

к.п.н., доц., доцент Департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

 

Motivation of teachers and students as one of the factors influencing the educational process

 

Astafeva O. V.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Innovation, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Nadtochiy Yu. B.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Innovation, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

 

Аннотация. Тема. На протяжении длительного периода времени вопрос мотивации привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Накоплен большой багаж знаний по результатам проведенных исследований как теоретического, так и практического характера, постоянно актуализируются полученные данные, приводятся результаты новых опросов. Особую важность вопросы мотивации преподавателей к профессиональной деятельности и студентов к учебе приобретают в связи с необходимостью повышения качества образования, так как мотивация по праву признается одним из факторов, влияющих на учебный процесс в современных реалиях. Цель. В статье поставлена цель по изучению особенностей мотивации преподавателей к профессиональной деятельности и студентов, проходивших обучение по управленческим дисциплинам, и ее влияния на успешность образовательного процесса. Методология. Материалы и методы исследования включают совокупность теоретических (анализ, обобщение, систематизация и классификация имеющихся в источниках материалов по мотивации) и эмпирических (наблюдение, эксперимент, опросы) методов. Результаты. В статье представлены и проанализированы результаты проведенных опросов преподавателей и студентов. Результаты проведенного социологического опроса среди студентов показали, что подавляющая часть опрошенных студентов довольна выбранным направлением подготовки, но высокая мотивация к учебе наблюдается не у такого большого количества студентов. Результаты опроса преподавателей высшей школы показали, что неудовлетворенность работы связана с условиями и оплатой труда профессорско-преподавательского состава. Выводы. Практическая значимость проведенных исследований заключается в выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на качество деятельности (профессиональной и учебной) преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, стимулы, преподаватели, студенты, образовательные организации, образовательный процесс

 

Abstract. Importance For a long period of time, the issue of motivation has attracted the attention of researchers from different fields of science. A large amount of knowledge has been accumulated based on the results of both theoretical and practical studies, the data obtained are constantly updated, and the results of new surveys are presented. Of particular importance are the issues of motivation of teachers to professional activity and students to study in connection with the need to improve the quality of education, since motivation is rightfully recognized as one of the factors influencing the educational process in modern realities. Objectives The article aims to study the features of motivation of teachers to professional activity and students who have been trained in management disciplines, and its impact on the success of the educational process. Methods Research materials and methods include a set of theoretical (analysis, generalization, systematization and classification of motivation materials available in sources) and empirical (observation, experiment, surveys) methods. Results The article presents and analyzes the results of the conducted surveys of teachers and students. The results of the conducted sociological survey among students showed that the overwhelming majority of the surveyed students are satisfied with the chosen direction of training, but not so many students have a high motivation to study. The results of the survey of higher school teachers showed that dissatisfaction with work is associated with the conditions and remuneration of the teaching staff. Conclusions and Relevance The practical significance of the conducted research is to identify the most significant factors affecting the quality of activity (professional and educational) of teachers and students of educational institutions of higher education.

Keywords: motivation, motives, incentives, teachers, students, educational organizations, educational process

 

Библиографический список:

1.      Астафьева О.В., Дегтяренко А.А., Шулаев К.С. Влияние онлайн-обучения и дистанционных технологий на учебный процесс в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – Т. 17, № 2. – С. 385 – 400.

2.      Астафьева О.В. Исследование мотивирующих факторов учебного процесса студентов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2022. – Т. 18, № 11. – С. 2087 – 2100.

3.      Баева Т.Е., Крафт Н.Н., Джабатырова Б.К. Формирование предметного содержания педагогических дисциплин на основе изучения мотивации у студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - № 3 (243). - С. 15-18.

4.      Безрукова Н.А. Нематериальная мотивация сотрудников учреждения // Руководитель автономного учреждения. 2018. № 3. URL:  https://dev.audar-press.ru/magazine/rukovoditel-avtonomnogo-uchrezhdeniya/2018-3 (Дата обращения: 13.02.2023).

5.      Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И. Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов педвуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4. – С. 17-25.

6.      Губанова Я.С. Динамика профессиональной мотивации студентов от первого к четвертому курсу // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2020. - №1. - С. 88-94.

7.      Догнал Й. Мотивация студентов к обучению и ее барьеры (эссе, основанное на опыте обучения иностранным языкам) // Метеор-Сити. - 2017. - №2. - С. 35-43.

8.      Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. № 4. 1984. [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844126.htm (Дата обращения: 13.02.2023).

9.      Китова Е.Б., Трошкин М.И. Учебная мотивация и влияние перехода на дистант глазами студентов вузов // Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – Т. 30, № 3. – С. 341–350.

10.    Полевая М.В. и др. Необходимость перехода на дистанционный формат обучения: результаты исследования // Проблемы теории и практики управления. – 2020. - №9. - С. 194-209.

11.    Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 271–300.

12.    Умерова А.И., Петров И.Г. Психологические аспекты формирования мотивации у студентов. Сб. научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. EUROPEAN SCIENCE OF THE FUTURE, 2019. - С. 46-48.

13.    Битянова М.Р. Волшебные кнопки // Школьный психолог. – 2004. - № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200401209 (Дата обращения: 13.02.2023).

14.    Иваницкая Н. Как поднять доход и мотивацию учителей: 6 мер от экспертов и участников рынка // EdDesign Mag. [Электронный ресурс]. URL: https://eddesignmag.com/kak-podnyat-dohod-uchitelej/ (Дата обращения: 27.01.2023).


© 2019 Институт ИТКОР